Страхи у детей появляются с самого раннего детства. С одной стороны страх – защитный механизм организма, “предохранитель”, оберегающий от опасностей, с другой - мешающий и детям и родителям раздражитель.
Какие бывают страхи, как с ними жить и когда стоит обращаться к специалисту, расскажет перинатальный психолог Лариса Ивановна Пульная.
Страхи у детей – возрастные особенности
- Как проявляются страхи у детей?
Также, как и у взрослого. Есть три основных проявления страха: “беги”, “замри”, “нападай”. Объяснять, думаю, особенно не нужно… От страха можно убежать, можно “притвориться ветошью”, как я говорю или попробовать с ним побороться. Ни в одном из вариантов нет ничего негативного. - Наверное, нужно быть осознанным человеком, чтобы появился страх?
Нет, страх может появиться даже у новорожденного. У только что родившегося ребенка есть физиологические потребности (быть сытым, в тепле, в сухости), но и психологические. Если какие-то физиологические потребности не удовлетворены, ребенок начинает эмоционально реагировать - криком, плачем. Он рассчитывает на связь со взрослым, который должен за ним ухаживать. И если этой связи нет, если родители не реагируют, малыш считает, что это взрослый “какой-то не такой”, “холодный”. А дальше подключается целый комплекс эмоций - “меня никто не слышит”, “меня никто не любит”... - Ребенок взрослеет, но страхов меньше не становится?
Каждому периоду соответствуют определенные страхи. Допустим, бояться Кощея, Бабу Ягу ребенок начинает бояться, когда начинает осознавать сказки, примерно в 2-5 лет.
В подростковом периоде страх совсем другой. В 11-12 лет наступает возраст, когда ребенок начинает отделяться от родителей, “сепарироваться” от взрослых. Он хочет показать себя смелым, самостоятельным. Он пытается узнать “кто я”, “зачем я”. У него появляется социальный или, я бы сказала, экзистенциальный страх.
- Можно ли страхи разделить по возрастам?
- Про страхи новорожденного мы уже говорили.
- Дети в 1-3 года. Часто боятся темноты ( как следствие - засыпать одному), боятся остаться одни, громких резких звуков. Часто страхи “копируются” у родителей.
- В 3-5 лет у ребенка начинает развиваться воображение. Он знакомится с миром, с обществом, осознает привязанность к родителям. Отсюда и страхи - боязнь остаться одному, быть брошенным, страх наказания.
- В 5-7 лет развивается страх придуманных или увиденных на экранах “страшилок” и монстров. Ребенок начинает понимать, что такое смерть и боятся ее. Пугают их грозные явления природы - землетрясения, наводнения, ураганы и т.д. - или война.
- В 7-11 лет подключаются “школьные” страхи. Ребенок может бояться не выучить урок, получить плохую оценку, наказания за “двойку”, может не воспринимать какую-то конкретную учительницу.
- В 11-16 лет происходит трансформация личности из ребенка по взрослого. Подросток боится с одной стороны быть непонятным со стороны сверстников, с другой - потерять индивидуальность и затеряться в толпе. Обычно очень тяжелый период как в жизни ребенка, так и в жизни родителей.
Детские страхи – причины возникновения
- На детский страх всегда нужно реагировать?
- В любом возрасте. Современная психология говорит о том, что 40% страхов мы несем из детства. Игнорируя, мы обесцениваем личность ребенка. Если оставить ребенка одного со своими страхами, во взрослой жизни он едва ли будет кому-то доверять, рассказывать что-то сокровенное. Он закроется. Поэтому если что-то малыш рассказывает, ни в коем случае нельзя его игнорировать. Ребенок должен знать, что его слышат, понимают, верят.
- Помимо разговоров как поддержать ребенка?
- Детки от 5 и выше лет могут рассказывать, что им приснилось, чего испугался, почему испугался и так далее. С этой информацией можно работать. “Страх” можно нарисовать, слепить, можно разыграть с кулаками, сценками. Постарайтесь его “проработать” с ребенком. Спросите: “А что ест твой монстр? Яблоки? Давай покормим его яблоками”. Чем больше деталей и подробностей назовет ребенок, тем быстрее он подружиться со своим страхом. Ведь слепленный из пластилина монстр - уже совсем не такой страшный…
- Какие причины могут быть у детских страхов?
- Разнообразные, но обычно страхи подразделяют на:
- Событийные - когда страх вызывает какое-то событие или действие. Напугала собака, попал в аварию, обжегся о горячий чайник и тд..
- Внушенные - это продукт “заботы” родителей. мы слишком часто говорим, “не беги - упадешь”, “не трогай - обожжешься” и т.д. В конце концов внушаем и навязываем свой страх ребенку. Сюда же можно отнести и все последствия “угроз” родителя - “полицейский заберет”, “соседу отдам” и тд.
- Придуманные - это, как мы уже говорили всевозможные монстры, сказочные персонажи. Боязнь темноты тоже спровоцирована придуманными опасностями.
- Результат конфликтов - чаще всего это конфликты в семье. Скандалы и, тем более, развод родителей приносит в жизнь детей целый “букет” негативных последствий. Дети испытывают стресс, винят себя. Конфликтные ситуации в школе, в обществе тоже могут вызвать страхи и неуверенность в себе.
Детские страхи – когда родители не справляются
- Существует ли грань между страхом, с которым можно справиться самостоятельно и тем, с которым нужно обращаться к психологу?
- Если страх мешает жить, нужно обращаться к специалисту однозначно. Большинство страхов у детей носит эпизодический характер, они спровоцированы чем-то. К примеру, ребенка укусила собака - он будет бояться животных, он застрял в лифте - будет всегда ходить пешком по лестнице или он боится учительницу, из-за этого не усваивает предмет. Обычно родитель может справиться в этой ситуации сам. Нужно поговорить с ребенком об этой ситуации, обсудить, узнать у него, что он чувствовал, что делал в этот момент. Этого бывает достаточно.
- Но психолог или психотерапевт могут помочь больше?
- Идти к специалисту нужно, когда страх испытывается изо дня в день. Довольно часто сами родители становятся источниками такого состояния. Скандалы, разводы родителей очень плохо сказываются на психике ребенка. Одни родители страдают гиперопекой, другие, наоборот, абсолютно не контролируют ребенка. Не получится давать в один момент времени всё, что ребёнок хочет, а в другой - требовать полного подчинения. Часто из-за своих ошибок родители не могут помочь ребенку, тогда требуется помощь специалиста.
У меня на приеме была мама девочки 8-ми лет. Она жаловалась, что дочь не слушается совершенно. Девочка всего боится - дома не делает уроки, а в школе боится, что ее спросят, потому что уроки не сделаны, боится ошибиться. Мы стали разбирать ситуацию. Мама держит ее в ежовых рукавицах. Очень требовательна. Так ней относилась ее мама, бабушка девочки. Бабушка тоже принимает непосредственное участие в воспитании внучки. Ребенок находится под постоянным давлением.
Чаще всего родители проецируют собственные убеждения, установки на ребёнка, требует невозможного. Этим внушает страхи “не соответствовать”. Проходить психотерапию лучше всей семьей, потому что проблемы ребенка - это ошибки родителей и избавиться от последствий, не устранив причины, очень сложно.
Страхи бывают осознаваемые и неосознаваемые. Бывает, что родитель видит, что ребенок боится. Но тот утверждает: “Нет, ты не прав”. Ребенок уходит от проблемы. Став взрослым, он, скорее всего будет также уходить от проблемы, блокировать ее. Не сядет за руль, если испугался скорости, даже не подумает завести какое-то домашнее животное, если испугался собаки.
- Индивидуальные особенности у детей стоит учитывать?
- Безусловно. Гормональный фон, к примеру, у подростков. Или даже “чувствительность”. Есть дети, которые легко возбудимы, эмоциональны. Для них возникновение страхов более вероятно.
- В каких случаях требуется лекарственная терапия?
- Не стоит бояться препаратов, если их назначает врач-психотерапевт. Сейчас они современные, безвредные, не вызывают привыкания. Но назначаются исключительно специалистом.
- Можно ли назвать своеобразными “осложнениями” страхов, например, заикание?
- Если ребенок испытывает постоянный, хронический стресс, это может вылиться в телесное проявление - тики, заикание, энурез. Часто это провоцируют разводы родители. Или появление младшего ребенка в семье. Старший испытывает ревность, конкуренцию, не хватает внимания, заботы. Но как это выразить - не знает, для него нет выхода из стресса. Ребенку нужно уделять внимание.
В любом случае, если у вас возникают вопросы, вас беспокоит состояние ребенка, стоит обратиться к специалисту. Душевные травмы, хоть и не заметны, но имеют очень тяжелые последствия.
Похожие статьи
Беспокойный сон детей от 0 до 3 месяцев — частый повод для волнения родителей. Едва задремав, малыш просыпается, пронзительно кричит, поджимает ножки к животику. Почему так происходит? В каких ситуациях родителям стоит бить тревогу? Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Психопатологии или психические расстройства способны снизить значительно качество жизни . Особенно критично выглядит ситуация, когда от подобного заболевания страдает маленький ребенок. Причины возникновения психопатологий у детей довольно разнообразны.
Комментарии