Природа даёт родителям 9 месяцев, чтобы подготовиться к рождению ребёнка. Кажется, что с появлением малыша жизнь станет проще, ведь его можно будет взять на ручки, понять все его потребности. На деле вопросов становится только больше. И главные — всё ли в порядке с крохой, правильно ли он развивается? В статье вы найдёте информацию о развитии нервной системы у малышей, о том, что ребенок должен уметь в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, в год, сколько набирает в норме по месяцам, каковы ранние признаки неврологических расстройств и многое другое.
Центральная нервная система ребёнка закладывается во внутриутробном периоде. К моменту родов она уже полностью сформирована, но ещё не до конца развита. В течение первого года жизни развитие ребёнка стремительно и требует пристального внимания родителей и специалистов.
Значение неврологии в течение первого года жизни
Неврология — это область медицины, в ведении которой находится здоровье нервной системы, центральной и периферической. Осмотры у невролога необходимы для контроля роста и развития крохи. Чем раньше врач заметит малейшие отклонения от нормы, тем больше шансов повлиять на ситуацию и оказать нужную помощь.
Именно детский невролог отслеживает на приёме рефлексы малыша, тонус мышечной системы, навыки и умения в динамике, а также проводит беседы с родителями. Если в кабинете на плановом осмотре доктор заметит что-то неладное, он может назначить дополнительные посещения и обследования.
Крайне важно с ребенком до года регулярно посещать невролога, даже если малыш хорошо себя чувствует. Пропущенные симптомы на ранних стадиях могут вылиться в болезнь, бороться с которой будет очень тяжело.
Развитие нервной системы у младенцев
К появлению на свет все элементы нервной системы у ребёнка уже сформированы, но ещё пока незрелы. У новорождённого мозг представляет 10% от массы всего тела. Все извилины у малыша уже оформлены, но ещё не выражены. Так задумано природой, чтобы процесс родов протекал безопасно, а прохождение по родовым путям не было травматичным.
Периферическая нервная система новорожеднного развита уже достаточно, чтобы обеспечивать жизненно важные функции организма.
Процессы развития мозга
Первые нервные клетки формируются в организме плода уже на 15-й день после зачатия. Далее идёт активный процесс деления и роста клеток и их дифференциации. В результате на 6-7 неделях уже можно различить мозговые структуры и элементы периферической нервной системы.
Со второго триместра у малыша активно формируются органы чувств, он слышит звуки, активно познаёт окружающую среду ручками. Всё это оказывает непосредственное влияние на развитие ребёнка. Поэтому специалисты в один голос говорят о важности благоприятной среды вокруг беременной женщины и её влиянии на малыша. Будущим мамам рекомендуют читать вслух, слушать классическую музыку и окружить себя прекрасным.
С 30-й недели происходит активное совершенствование мозговых структур. Чтобы помочь малышу, нужно много гулять, следить за эмоциональным фоном, есть белковую пищу и принимать витамины.
После рождения мозг ребёнка впитывает информацию и развивается быстрее, чем губка впитывает воду. В его структуре формируется огромное количество новых синапсов, малыш быстро учится. При этом мозговые структуры развиваются неравномерно.
Кора больших полушарий, мозжечок, подкорковые центры и ствол головного мозга обеспечивают рефлексы и инстинкты для защиты малыша. Двигательная система ещё только развивается, поэтому ребёнок машет ручками и ножками, а его движения размашисты и плохо скоординированы. Процесс созревания коры особенно активно протекает в первые 3 года жизни ребёнка. Именно в этот период малыш способен получать и усваивать невероятный объём информации.
Физическое развитие и двигательные навыки
Чтобы понять, нормально ли развивается ребёнок, педиатры и детские неврологи оценивают количество и качество навыков, которые приобретает малыш по мере роста, а также антропометрические параметры. Динамика должна быть очевидной от месяца к месяцу. Когда беременность была доношенной, и роды протекали нормально, врачи будут ожидать следующую картину.
Физическое развитие, двигательная активность и психика тесно взаимосвязаны. Поэтому на приёме врачи обязательно будут оценивать все показатели в совокупности. В первую очередь специалистов будут интересовать рефлексы и динамика их совершенствования:
- Защитный рефлекс: если новорождённого ребенка положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону (рефлекс возникает сразу после рождения и угасает к 1,5 месяцам).
- Хватательный: ребенок хватает всё, что попадает в его ладошку, уцепившись обеими руками даже может повиснуть на предмете (угасает к 3-4 месяцам).
- Сосательный: ребенок делает сосательные движения, если коснуться его губ соской или пальцем (угасает к 12 месяцам).
- Поисковый: ребенок поворачивает голову к источнику раздражения, если погладить его по щеке (угасает к 3-4 месяцам).
- Рефлекс опоры: если взять ребенка за подмышки и коснуться ножками горизонтальной твердой поверхности, то ребенок выпрямляет туловище и опирается ножкой на полную стопу (угасает к 1-1,5 месяцам).
- Рефлекс Моро: на громкий и внезапный звук ребёнок реагирует вздрагиванием, широко разводит руки в стороны и разгибает пальчики (угасает к 5-6 месяцам).
- Рефлекс Бабкина: если надавить на ладонь ребенка, он повернёт голову и откроет рот (угасает к 3-4 месяцам).
- Рефлекс автоматической ходьбы: ребёнок будет пытаться имитировать шаги, если держать его так, чтобы он касался поверхности стопами (угасает к 1-1,5 месяцам).
- Рефлекс ползания Бауэра: при легком подталкивании руки к стопам ребенка, он будет отталкиваться от руки и совершать движения, напоминающие ползание (угасает к 4-м месяцам).
- Рефлекс Бабинского: ребенок поворачивает стопу и растопыривает пальцы, если провести рукой по внешнему краю стопы (угасает к 5-12 месяцам).
Со временем врождённые рефлексы будут угасать, их будут заменять приобретённые навыки и умения. Скорость и качество этих процессов даёт возможность оценивать динамику роста и развития ребёнка, а также отслеживать отклонения.
От месяца к месяцу умений у ребёнка должно быть всё больше.
Речевое развитие
Конкретная реакция на обращение появляется у ребёнка к 3-4-м месяцам. Малыш начинает активно гулить в этом возрасте, смеётся. Далее работа мозга направлена на изучение окружающей среды, себя, определение своих и чужих.
К 6 месяцам ребёнок начинает лепетать и пробовать коммуницировать с окружающими людьми с помощью речи. В лексиконе появляются слоги-обращения (ба, ма, па) и реакции (да, не, ну).
По мере развития мелкой моторики и приобретения навыков, развивается и речевой центр. К 8-ми месяцам маленький человек уже пьёт из чашки, интересуется игрушками, понимает простую речь и пробует подражать взрослым. В 9 месяцев у крохи уже может формироваться словарный запас из простых коротких слов (дай, мой). Ребёнок понимает просьбы взрослых, а простые уже может выполнять.
Чем активнее физическое развитие, тем успешнее освоение речи, мелкой моторики и новых навыков. К году малыш уже может осознанно говорить 5-6 слов, хорошо различать свой круг людей, играть в игры, реагировать торможением на слово «нельзя».
Ранние признаки неврологических расстройств у детей
Нарушения развития и неврологические патологии могут возникать в силу целого ряда причин. Сюда относят:
- Наследственность: в 79% случаев неврологические проблемы есть в истории болезни одного из родителей.
- Факторы внутриутробного периода и ранней новорожденности: большое влияние оказывают токсикозы, стрессы, вредные привычки матери. Также сложные роды и долгий безводный период могут оказать негативное влияние на здоровье малыша.
- Заболевания различного генеза в первые месяцы жизни: тяжёлые заболевания могут привести к различным неврологическим осложнениям.
Задержка психомоторного развития
Об этом состоянии врачи говорят, когда ребёнок овладевает навыками и развивается с запозданием на 1,5-2 месяца. То есть малыш не держит головку, не стремится перевернуться, не ползает, не гулит согласно возрастным нормам. Особого контроля требуют дети, которые по каким-либо причинам утратили приобретённые умения.
Проблемы с двигательными навыками
Сложности могут быть разного характера: задержка крупной моторики, отставание развития мелкой моторики и комбинированная форма. К основным причинам возникновения двигательной задержки относят:
- Зрительные проблемы (ребёнок просто не видит или видит плохо окружающий мир). Проблемы со слухом (ребёнок не слышит окружающие его звуки).
- Органическая патология центральной нервной системы, при которой поражаются двигательные пути (ДЦП и подобные синдромы).
- Патологии, характеризующиеся первичным поражением мышц (различные миопатии).
- Нарушение координации движений (атаксия).
- Множество других причин.
Необходимо обязательно обратиться к врачу, когда двигательная активность и освоение умений происходит с запозданием.
Основные ориентиры, позволяющие заподозрить задержку моторного развития у ребенка:
- в 2 месяца – не поднимает и не удерживает головку в положении на животе; не пытается удерживать голову в вертикальном положении;
- в 3 месяца – отсутствует «комплекс оживления»; ребенок не тянется к игрушкам; лежа на животе, не опирается на предплечья;
- в 4-5 месяцев – не подтягивается при тракции за руки из положения лежа на спине; не переворачивается на бок или на живот;
- в 6 месяцев – не может сидеть, не переворачивается со спины на живот.
- в 7-8 месяцев – не сидит без опоры, не переворачивается с живота на спину, не пытается ползать, не стоит с поддержкой;
- в 9 месяцев – самостоятельно не встает, не делает шаги у опоры.
- в 10-11 месяцев – сам не стоит; не переступает, держась за ручку.
- в 12 месяцев – не ходит без поддержки, не приседает.
Задержка в речевом развитии
Это самый частый вид задержки развития. Чаще всего истинную причину выяснить не удаётся, но к основным относят:
- Социальную изоляцию и недостаток общения с ребёнком.
- Нарушение работы артикуляционной мускулатуры.
- Проблемы с обучаемостью, обусловленные неврологическими патологиями.
- Проблемы со слухом различного генеза, которые ведут к сложностям или даже полному отсутствию восприятия информации.
- Билингвизм, когда в семье говорят на двух и более языках. Эта задержка нивелируется без вмешательства к 4-м годам.
К врачу следует идти, если:
- В 3 месяца ребёнок не реагирует на резкие и громкие звуки.
- В 4 месяца малыш не гулит и не пытается лепетать.
- В 9-10 месяцев нет слогов и активной жестикуляции.
- В 1 год в лексиконе нет 5 простых слов.
Поведенческие и эмоциональные проблемы
Трудности в общении со взрослыми и сверстниками становятся заметны уже в 1-2 года. Конкретных причин медикам и учёным найти сегодня не удалось. Но зависимость между воспитанием, общением и развитием прослеживается достаточно очевидная. Также аутические расстройства замедляют развитие малыша.
На что нужно обратить внимание и своевременно обратиться к врачу, если признаков развития нет:
- В 3 месяца ребёнок должен интересоваться людьми, улыбаться и настораживаться при контакте с чужими людьми.
- В 5 месяцев малыш должен выражать эмоции звуками, смеяться, быстро засыпать в покое.
- В 7 месяцев общение со своим кругом должно быть достаточно эмоциональным, тактильно наполненным. Кроха должен проситься на ручки, выражать любовь к родителям и близким людям.
- В 8 месяцев в ходу должны быть простейшие игры: «ку-ку», прятки и подобные.
- В 9 месяцев малыш должен поддерживать общение звуками и жестами.
- В 12 месяцев ребёнок должен уметь указывать пальцем на интересующий предмет, протягивать за ним руку, освоить простейшие коммуникативные жесты.
Диагностика и лечение неврологических расстройств
Основной диагностической мерой для детей первого года жизни является тщательный осмотр и подробнейший сбор анамнеза. При первой встрече невролог будет задавать массу вопросов о течении беременности.
Неврологическое обследование
Первое неврологическое обследование показано деткам в возрасте 1 месяца, далее врач назначит визит в 3, 6, 9 и 12 месяцев. Такой порядок используют при условии, что ребёнок здоров.
Перед приёмом за ребёнком нужно понаблюдать, чтобы рассказать потом врачу о состоянии малыша в домашних условиях. Обратить внимание нужно на следующее:
- Симметричность положения тела и движений глаз.
- Движение конечностей (сила, привычное положение).
- Мимику.
- Есть ли сложности с грудным вскармливанием.
- Наличие тремора подбородка и конечностей.
- Зависимость от погоды.
- Состояние кожи.
- Положение головы.
- Общую возбудимость (как малыш ест, спит, в каком настроении чаще пребывает).
В статье: «Почему дети от 0 до 3 месяцев плохо спят: 7 основных причин», - мы рассказали подробнее о том, чем бывают вызваны нарушения сна.
На приеме доктор обязательно оценит тонус мышц и проверить все рефлексы.
Когда у врача возникают сомнения и нехорошие подозрения, ребёнку назначают дополнительные методы обследования и диагностики.
Инструментальные методы диагностики
Исследованиями первого ряда при диагностике неврологических отклонений у детей первого года жизни являются:
- Электроэнцефалография (ЭЭГ): безопасное и безболезненное определение функционального состояния головного мозга ребёнка и его биоэлектрической активности.
- Нейросонография (УЗИ головного мозга) с доплерографией сосудов головы: для оценки структур, желудочков и сосудистой сети головного мозга.
- УЗИ кивательных и паравертебральных мышц и шейного отдела позвоночника: для оценки состояния мышц (исключения кривошеи) и оценки состояния шейного отдела позвоночника при подозрении на травмы, в том числе родовые.
Также показаны консультации узких специалистов, в том числе логопеда, ортопеда и стоматолога.
Медикаментозное и немедикаментозное лечение
В каждом конкретном случае лечение подбирается индивидуально, в зависимости от диагноза, причины возникновения нарушения, состояния ребёнка, степени тяжести процесса и других факторов.
К медикаментозной терапии относят все виды препаратов для воздействия на центральную и периферическую нервную систему.
Лечение проводится под строгим контролем врача. При малейшей положительной динамике дозы лекарств уменьшают или даже отменяют.
В качестве немедикаментозного лечения широко используется массаж, физиотерапия, лечебная физкультура.
При обнаружении неврологических проблем у малыша родителям нужно запастись терпением и приготовиться к серьёзной работе, чтобы назначенное лечение дало плоды.
Профилактика неврологических проблем у детей
Профилактика неврологических отклонений в детском возрасте сводится к здоровому образу жизни матери (как на этапе беременности, так и после родов) и благоприятной спокойной обстановке в семье в целом.
Здоровый образ жизни беременной женщины
Формирование всех органов и систем происходит внутриутробно. Поэтому состояние здоровья беременной женщины, её образ жизни и привычки напрямую влияют на развитие малыша. Чтобы у ребёнка не было проблем после рождения, будущая мама должна:
- следить за режимом питания и сна;
- отказаться от вредных привычек;
- минимизировать стресс;
- достаточно двигаться и гулять на свежем воздухе;
- окружить себя прекрасным: слушать классическую музыку, наблюдать предметы искусства;
- разговаривать с ребёнком, приучая его к своему голосу.
С самого момента зачатия кроха чувствует любовь своей семьи.
Ранняя стимуляция ребенка
Первая и основная методика ранней стимуляции — тесный контакт с ребёнком. Звук голоса, лица родителей, тесное взаимодействие с ними — залог нормального развития малыша. Полноценный уход и любовь позволяют тренировать тактильное, зрительное, звуковое восприятие. Привычные занятия — купание, кормление, прогулки и игры — приносят огромную пользу и удовольствие всем членам семьи.
Сегодня представлено множество методик для раннего развития детей от самого рождения: карточки Домана и кубики Зайцева, система Сесиль Лупан и множество других. Все они сводятся к тому, что с ребёнком необходимо проводить время и заниматься.
Регулярные медицинские осмотры и вакцинации
Плановая диспансеризация и ранняя диагностика любых болезней детского возраста — залог вовремя оказанной помощи и успешного лечения. Поэтому пропускать визиты к врачу особенно с детьми первого года жизни врачи настоятельно не рекомендуют. Существует обязательный календарь посещений специалистов:
Не стоит бояться пропустить вакцинацию, педиатр обязательно предупредит о необходимости сделать прививку. Следует помнить, что отказ от плановых прививок подвергает ребёнка серьёзной опасности.
Родительство может быть приятным и радостным - главное, чтобы ребёнок был здоров. А для этого нужно чутко отслеживать малейшие изменения в его состоянии, внимательно следить за его ростом и развитием и регулярно посещать врача для плановых осмотров.
Часто задаваемые вопросы:
1. Какие признаки неврологических проблем можно заметить у ребенка в первом году жизни?
Нужно поспешить к доктору, если вы заметили у малыша:
- Тремор ручек и подбородка в покое.
- Впалый родничок.
- Частые и обильные срыгивания.
- Чрезмерную возбудимость или напротив заторможенность.
- Отсутствие реакции на громкие звуки и/или яркий свет.
- В месячном возрасте малыш не держит голову.
- Гипертонус мышц, асимметричное положение головы и/или тела.
- Временные потери сознания.
- Подгиб пальцев ног при опоре.
- Судороги при незначительном повышении температуры тела.
Чтобы насторожиться, достаточно одного пункта.
2. Какой диагностический процесс включает неврологическое обследование у младенцев?
Основным диагностическим процессом при неврологическом обследовании является тщательный осмотр и сбор анамнеза. Большинству новорожденных не требуется проведение неврологических проб и дополнительных исследований. Особая диагностика проводится исключительно по показаниям.
3. Какие методы используются для лечения неврологических расстройств у детей?
Для лечения деток с неврологическими расстройствами используют медикаментозную и немедикаментозную терапию, а также физиолечение, массаж, лечебную физкультуру. Наибольший эффект имеет комплексный подход.
4. Что можно сделать, чтобы предотвратить неврологические проблемы у ребенка?
Самая лучшая профилактика неврологических проблем — это забота и уход за беременной женщиной, тесное взаимодействие родителей в воспитании. Ребёнку требуется много времени и внимания, чтобы он гармонично и всесторонне развивался.
5. Как часто необходимо проходить медицинские осмотры в первом году жизни ребенка?
Посещать врача на первом году жизни нужно в возрасте 1, 3-х, 6-ти, 9-ти и 12-ти месяцев. Этого достаточно, чтобы контролировать развитие ребёнка и отслеживать динамику. В случае подозрения неврологического или другого расстройства, специалист назначит дополнительные встречи и обследования.
Похожие статьи
Автор: врач детский невролог, кандидат медицинских наук Третьякова Евгения Александровна
Здоровый сон ребенка – это основа для его развития, как физического, так и интеллектуального. Важен ли режим сна, какие условия нужно соблюдать, чтобы малыш отдохнул и набрался сил, какие ритуалы помогут заснуть и успокоят ребенка, в нашей статье.
Беспокойный сон детей от 0 до 3 месяцев — частый повод для волнения родителей. Едва задремав, малыш просыпается, пронзительно кричит, поджимает ножки к животику. Почему так происходит? В каких ситуациях родителям стоит бить тревогу? Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Психопатологии или психические расстройства способны снизить значительно качество жизни . Особенно критично выглядит ситуация, когда от подобного заболевания страдает маленький ребенок. Причины возникновения психопатологий у детей довольно разнообразны.
Комментарии